Выставка носит название «Многоликий город» по одноименной работе, находящейся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Тема современного мегаполиса, неразрывная связь города и человека, их бесконечная взаимная трансформация в потоке времени − ключевые термины для понимания работ Сергея Чеснокова-Ладыженского. Картина, с точки зрения автора, является сложной метафизической структурой, в которой напластованы самые разные «времена» − от внутреннего времени произведения до воображаемого времени, охватывающего всю историю искусства. Художник так объясняет свой творческий метод: «Для меня важнейшими компонентами картины являются структура и конструкция произведения, ритм, внутреннее пространство. В искусстве больше всего ценю многослойность − неоднозначность образа, обратную сторону, нутро, изнанку, суть. Собирая алогичности, случайности, подгоняя друг к другу разные части картины, работаю долго над каждой деталью, добиваясь предельной органичности всей конструкции, логики ее внутренних связей, изображения, фактуры. Соединяя в одной работе разновременные события, разномасштабные изображения, разнофактурные, контрастные цветовые массы, добиваясь зыбкой, вечно ускользающей гармонии, пытаюсь осознать самого себя во времени».
В современном мире, где так сильна тенденция к разрушению, Сергей Чесноков-Ладыженский декларирует созидательность: «Как человек всю жизнь созидающий, ненавижу разрушителей», — говорит он.
Почти все картины Чеснокова-Ладыженского написаны без подготовительных набросков или эскизов. Спонтанность, импровизационная составляющая этого метода − признак творческой зрелости, умения действовать интуитивно, мыслить прямо в процессе работы. Свой первоначальный замысел автор начинает воплощать сразу на холсте. В процессе работы, замысел, как правило, видоизменяется, а полотно обогащается все новыми и новыми наслоениями: композиционными элементами, явными и скрытыми конструктивными связями, эмоциями, ассоциациями, воспоминаниями, сновидениями, цитатами. Создание такого полотна вполне можно уподобить архитектурному сооружению, которое по мере строительства обретает все новые и новые элементы, растет, усложняется, но при этом становится все более цельным и взаимосвязанным.
Работы Чеснокова-Ладыженского поражают многообразием технических художественных средств. Помимо традиционной техники «холст / масло», он применяет акрил, бриколаж, а также изобретенную им оригинальную технику − «картон / тиснение / масло». Особенности этого метода заключаются в том, что краска заполняет продавленные в картоне углубления, бороздки и царапины, как это происходит в офорте. Красочный слой наносится металлическими шпателями и мастихинами, затем выбирается, процарапывается. Нанесенная тонким слоем на картон при помощи шпателя, масляная краска, приобретает акварельную прозрачность и глубину. В графических работах художник использует технику линогравюры, карандаша, туши, фроттажа, тиснения.
Мастер не снижает высокую творческую планку с годами. Выставки в престижных залах свидетельствуют, что потенциал художника неисчерпаем, что он продолжает активно развиваться, оставаясь верным сложившимся творческим принципам.
Сергей Чесноков-Ладыженский родился в 1954 году в Москве. Закончил художественный факультет МТИ. Член Творческого Союза Художников России, профессор, в течение 30 лет преподавал рисунок, живопись и композицию в художественных ВУЗах столицы. Постоянный участник множества российских и международных выставок.
Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи (Саранск), музея «Schloss Morsbroich» (Леверкузен, Германия), в муниципальном собрании города Торре Канавезе (Италия), коллекциях галереи «Marco D’Atrino» (Турин, Италия), «Godot» (Прага, Чехия) и других. Работы художника охотно покупают коллекционеры России, Германии, Австрии, Чехии, США, Франции, Венгрии, Италии, Бельгии, Израиля.
Творчество Сергея Чеснокова-Ладыженского эксклюзивно представляет в Москве Художественная галерея Багратуни. Многие работы художника находятся в постоянной экспозиции галереи.