В 1871 году в Петербурге Товарищество передвижных художественных выставок (кратко «Передвижники») представило свою первую выставку реализма. Для их картин были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реальность образов, граничащая с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность.
Выдающиеся художники-передвижники Репин, Суриков, Маковский, Ге, Саврасов, Левицкий, Шишкин, Серов, Крамской, Перов, Поленов гармонично объединили в своих работах «сюжетный» и «технический» реализм, заложили основы современной трактовки реализма в широком смысле.
В XX веке реализм получил развитие в русле трёх основных тенденций:
1. «Сюжетная», как продолжение классического реализма – неореализм, социалистический реализм.
2. «Техническая» - фотореализм, гиперреализм.
3. Идеологическая, философская, как отражение в изобразительном искусстве интерпретаций реальности (реализма) - сюрреализм, фантастический реализм, магический реализм, новый реализм. Появление понятия «виртуальная реальность» и развитие компьютерных технологий обработки изображений способствовало возникновению нового современного направления - киберреализм, основанного на цифровом синтезе живописи, фотографии и компьютерной графики.
Проект ориентирован на широкую профессиональную и любительскую аудиторию, имеет высокий коммерческий потенциал.
Участники проекта - художники, получившие персональные приглашения оргкомитета выставки.
Партнеры проекта: Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Российская Академия Художеств, Творческий Союз художников России, Союз художников России, Департамент культуры города Москвы, Информационный портал «Культура.рф».