ИНТЕРВЬЮ ХУДОЖНИКА ИВАНА КРУТОЯРОВА, КУРАТОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА "МИРЫ ПАРАДЖАНОВА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ" ЖУРНАЛУ "ECLECTIC".
Уникальный выставочный проект "Миры Параджанова глазами современников", недавно стартовавший в музее "Тапан", теперь путешествует по Москве - с пересадками, но без остановок.
О том, как удалось объединить миры театра, живописи, фотографии, скульптуры, авторской куклы, инсталляции и ассамбляжа в историю, живую и целостную, мы поговорили с одним из организаторов проекта - членом Творческого Союза Художников России, организатором и руководителем Творческого объединения «AРT Бульвар» - Иваном Крутояровым.
Впервые слова «миры Параджанова», как тема возможного выставочного проекта, прозвучали от участника объединения «AРT Бульвар» Анны Багратуни, которая является горячей поклонницей и знатоком творчества Сергея Параджанова. «AРT Бульвар» поддержал, развил идею, выступил инициатором и одним из организаторов проекта. У нас появилась мысль сделать масштабный проект, пригласив к участию художников, чьи имена не нуждаются в рекламе, культовых фотографов советского кинематографа и театра, которые работали вместе с Параджановым.
Сергей Параджанов – безусловная величина, человек из когорты Высоцкого, Тарковского, больших творческих личностей, имена которых определяют подлинное искусство. Его фильмы не смотрят – на них настраиваются, как на струну. Подобное общение возможно с картинами Врубеля, книгами Булгакова. Оно требует и от зрителя определенных способностей, умения чувствовать.
Параджанов относился к редкому типу – Человек Играющий. Его произведения - это бесконечная игра с собственной драматичной судьбой и смертью посредством мифов, сказок, кукол. Его творчество – особый кодовый язык с культом тайны, праздника и красоты. Признаюсь, что только в процессе работы над этим проектом, я полностью почувствовал Параджанова, и, думаю, он почувствовал меня.
Настоящий мастер творит в первую очередь душой и уже потом - руками. Зритель может купить билет, но только настоящим художникам даровано передать ему то, зачем он на самом деле приходит, те чувства и состояния, которые он не может получить иначе.
Основной задачей проекта было показать современное прочтение творческого пространства Мастера, в котором умеют ВИДЕТЬ в песчинке космос, ДУМАТЬ не так, как все, ЧУВСТВОВАТЬ по-особенному. При отборе работ решено было не ставить ограничений ни в жанрах, ни в стилях, ни в направлениях изобразительного искусства, не стараться повторить стилистику фильмов Параджанова. При этом хотелось не просто собрать лучших, а чтобы посетители выставок вспомнили дух легендарного московского выставочного зала в подвале на Малой Грузинской 80-х годов, куда весь город приходил за свежими эмоциями, за новым взглядом на жизнь.
При разработке концепции проекта определился основной состав художников и фотографов. Надежда Майданская, руководитель Благотворительного Фонда фотографа Миколы Гнисюка, выступившего соорганизатором проекта, сумела собрать весь цвет советской фотографии: Виктор Баженов, Юрий Рост, Микола Гнисюк, Игорь Гневашев, Валерий Плотников. Международный уровень и знак качества экспозиции в целом подержали художники с удивительными творческими мирами Евгений Кравцов, Михаил Кабан-Петров, Сергей Чесноков-Ладыженский, а также Сергей Лепешкин, Владимир Рябчиков, Владимир Коренев, представленные галереей «Арт-Лето», которая стала полноправным партнером проекта.
- Расскажете немного об этих именах?
Евгений Кравцов. На выставке представлены его монохромные картины маслом (гризали), напоминающие авторское кино, стиль Андрея Тарковского, которые по манере исполнения можно отнести к фотореализму. Перед зрителем предстают философские притчи из мира российской глубинки - тихого, неспешного, в чём-то даже монотонного. Его спокойствие и метафоричность буквально завораживают, заставляют остановиться, всмотреться, вслушаться в тишину.
Михаил Кабан-Петров. Этот автор способен увидеть и написать горбушку хлеба или плащ на гвоздике как Явление. О своих картинах он так и говорит: «В том, что я пишу или собираюсь написать, вижу прежде всего Явление. Явление-Хлеб, Явление-Лодка, Явление-Воздух, Явление-Ветер и так далее».
Сергей Чесноков-Ладыженский - летописец новых легенд. Время и думы отражаются в графично-объемных и красочных ритмах и шрифтах его работ. Он убежден, что «Мир может спастись только созиданием красоты».
Сергей Лепешкин – наивно-мудрая архаика и удивительные сочетания фактур и материалов, к которым хочется прикоснуться.
У Владимира Рябчикова каждую картину можно сравнить с оркестром или спектаклем, столько в них торжественности и мощи.
Работы Владимира Коренева – настоящие лабиринты с ключами к подсознанию, в них можно блуждать бесконечно и каждый раз находить что-то новое.
Замысел - не делать проект краеведческим и не показывать ложки, которыми ел Мастер, потому что это не главное, а сделать выставку о чувствах, о душе Параджанова, был с энтузиазмом поддержан директором музея «Тапан» Ашотом Аветисяном. Музей получил благословение главы Российской и Ново‑Нахичеванской епархии армянской апостольской церкви архиепископа Езраса Нерсисяна на размещение экспозиции и стал нашей первой выставочной площадкой.
К организации проекта, помимо музея «Тапан», активно присоединился Московский художественный театр им.С.Параджанова под руководством Владимира Габбе. Его предложение - включить экспонаты в театральное действо, а действо - в контекст выставки, объединить театр и различные виды изобразительного искусства, добавила в проект яркости, и он, действительно, превратился в настоящий аллегорический "параджановский коллаж".
Открытие выставки в музее «Тапан» 26 ноября 2016 года и весь проект 2017 года было решено включить в число основных праздничных мероприятий, приуроченных к 25-летию Московского художественного театра им.С.Параджанова. Спектакли театра проходили непосредственно в выставочном пространстве, где размещался и зрительный зал и экспонаты. Картины, скульптуры, куклы, театральная бутафория были не только декорациями, но и полноправными участниками представления наравне с публикой, одетой по просьбе организаторов в «Параджанов-дресс-коод».
Театрализованное закрытие выставки в музее «Тапан» 8 января 2017 года имело праздничную окраску, так как совпало с кануном дня рождения Параджанова.
16 января 2017 года проект открылся на следующей площадке - в Доме Кино Союза кинематографистов России. Здесь проходят значимые культурные мероприятия города, и проект может заслуженно гордиться этой площадкой, очень вписывающейся в концепцию миров Параджанова. Для театрального дивертисмента был предоставлен главный зрительный зал на 1100 мест, а саму выставку расположили в пространстве фойе. Учитывая особенности помещения, основная часть экспозиции была размещена на более, чем 70-ти мольбертах. Такое представление полноформатных полотен подчеркнуло их индивидуальность и придало особенную торжественность экспозиции.
Во всех выставочных мероприятиях приняли участие официальные лица Министерства культуры России, Министерства культуры Армении, Посольства Армении в России, Союза театральных деятелей России, Киноконцерна «Мосфильм», Союза журналистов России, Союза художников России, Союза кинематографистов России. Выставки в музее «Тапан» и в Доме Кино собрали множество восторженных отзывов посетителей и прессы.
На настоящий момент в проекте участвуют более 60 самобытных, ярких художников, скульпторов, фотографов, мастеров авторской куклы и авторского костюма России, Армении, Беларуси, Испании, Греции. К проекту присоединились такие художники как Светлана Румак, Костас Ефимидис, Дмитрий Стрелков, Суро, Елена Шумахер, Александр Григорьев, Александр Драговой, Юрий Яковенко, скульпторы Дмитрий Оганов, Сергей Бондаренко, Андрей Плиев и многие другие.
- Возможно ли приобрести работы, представленные на выставках?
Почти все картины на выставках продаются. Но следует иметь в виду, что это не сугубо видовая, интерьерная живопись, а штучные творческие работы. Поделюсь мнением коллеги, директора галереи «Арт-Лето», Любови Кореневой: «Приобретая такую работу, вы берете в дом живое существо, друга для диалога и камертон, по которому можно сверять свое душевное состояние. Такие работы подчеркивают индивидуальность, вкус их владельцев и никого не оставляют равнодушными. Эти картины живут своей жизнью, независимо от окружающих их интерьеров. Около одних хочется помолчать, от других – кричать в голос. Выбирайте те, которые вам сродни, а сделать это можно только «очно».
- Я видела имя Владимира Габбе не только как художественного руководителя театра, но и как участника выставки - художника...
Да, он занимается коллажами с молодости, причем увлекся ими до того, как серьезно занялся творчеством Сергея Параджанова в рамках театра - вот так интересно сложились паззлы, и не только в этом. Оказалось, что миры на этом проекте пересекаются очень не случайно, а название проекта зазвучало не только в творческом контексте, но и приобрело какое-то мистическое содержание.
Актеры театра, которые варятся в этом "супе" 25 лет, рассказывают удивительные вещи: проектам, связанным с именем Параджанова, сопутствует или не сопутствует удача в зависимости от того, Мастер «за» или «против». До настоящего времени вся работа по проекту катится, как по маслу - от любых согласований до реализации - "без сучка, без задоринки". Наша затея «нравится» Параджанову. Его светлую энергетику чувствуют актеры во время спектаклей и организаторы при подготовке экспозиций. Несмотря на большую загруженность, у меня легко нашлось время написать несколько полноформатных работ специально к выставкам, в том числе три портрета Параджанова.